Субсидиарная ответственность при оспаривании сделок.
27 Февраля 2017
Раздел законодательства, касающийся банкротства один из самых молодых. Именно потому он самый обсуждаемый, реформируемый и пополняемый. В 2016 году в законодательство о банкротстве внесли очередные изменения.
Важными изменениями являются формулировки, определяющие лицо, которое контролировало действия должника фактически. Теперь таким возможно признать лицо, которое в силу различных причин (не обязательно юридических) могло определять действия должника.
Сейчас суды обязаны решать вопросы о привлечении к субсидиарной ответственности даже в случаях отсутствия имущества для возмещения расходов. По новым положениям привлекать к субсидиарной ответственности позволено контролирующие лица в течение трех лет после завершения процедуры банкротства.
Закон становится все более выверенным инструментом и направлен на уменьшение риска кредиторов, в случае, когда они сталкиваются с организациями, намеренно набиравшими долги для последующего банкротства. Субсидиарная ответственность теперь грозит и тем должникам, которые раньше ее с легкостью избегали.
Важные изменения в Законе о банкротстве теперь касаются раздела об оспаривании сделок. До принятия поправок, умышленность причинения вреда кредиторам формулировалось весьма условно. В настоящее время при факте оспаривания сделки понятие цели определено конкретно.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве: «цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал или в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества, и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника».
Изменились и основания для оспаривания сделок. Согласно п. 4 ст. 61.4 Закона о банкротстве сделки: «которые связаны с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора или обязанности по уплате обязательных платежей, не могут быть оспорены на основании ст. 61.3 указанного Закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства Российской Федерации, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора или обязанности по уплате обязательных платежей, не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности».
Данной формулировкой законодатели защитили налоговые платежи от оспаривания в качестве предпочтительных.
Новыми изменениями установлены сроки проведения инвентаризации на предприятии - должнике. После 21 декабря 2016 г. Обязательное проведение инвентаризации должно произойти не позднее трех месяцев с даты объявления конкурсного производства (абзац 2 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве).
Серьезно изменена статья 110 Закона о банкротстве. Теперь компания, привлекаемая в качестве организатора торгов, может утверждаться лишь собранием кредиторов, или с согласия кредиторов.
Кроме этого, договор о задатке рекомендовано заключать не с организатором торгов, а с оператором площадки, на которой торги проводятся.
По всему вышеизложенному можно совершенно четко понять, что законодательство о банкротстве неуклонно движется к ужесточению мер по привлечению ответственных лиц к субсидиарной ответственности, повышении открытости при продаже имущества.
Конечно, закон еще не до конца проработан. В ближайшем будущем судебная практика принесет новые коррективы в виде дополнений и поправок.